123
D10VL
Четверг, 21.09.2017,   15:08   Приветствую Вас, Гость | RSS
Главная » Статьи » НОВИЧКУ

Дорогое маленькое хобби

Автомодельный спорт - увлекательное занятие. И у спортсменов Приморского края хороший послужной список. Правда, был период, когда им здесь никто не интересовался. Но в последнее время усилиями мастера спорта России, судьи Первой категории, председателя Совета федерации автомодельного спорта Владивостока Олега Леоненко увлекающих¬ся этим видом спорта становится все больше.
Модели.
- Модели в основном заказываем по Интернету из Америки, Японии, Китая - и машинки, и детали. Модели начинаются с 24-го масштаба, то есть 1:24 - малютки, для таких и нужна специальная небольшая трасса с подведенным электричеством. Потом 18-й класс, 12-й, 10-й (самый популярный), 8-й. Есть еще один к пяти - там бензиновый искровой двигатель. Такие у нас в городе, может, и есть, но никто их не показывает.
AG: Корпус моделей - из пластмассы?
- Да, это поликарбонат. Легкий эластичный материал, при ударах отыгрывает. Если случаются повреждения, трещины, не склеишь, используем армированный скотч. Зашить тоже можно - прямо нитками.
AG: А зимой можно кататься, какие ограничения по эксплуатации?
- Вообще-то нет, зимой это уже индивидуально. На морозе корпус становится хрупким и даже при слабом ударе может поломаться - и ремонт затянется на полтора-два месяца.
AG: Надолго хватает аккумулятора?
- Смотря какая машина, какая мощность двигателя. От пяти минут до получаса. Ну, и от режима зависит. Емкость среднего аккумулятора-3-5 Ач.
От двигателя к радио
- Автомодели делятся на кордовые и радиоуправляемые. Соревнование кордовых автомоделей - это соревнование на скорость. Трасса для них - это бетонное кольцо, в центре устройство, к нему прикрепляется корда - прочная стальная нить. С другого конца корды - автомодель. Кордовых моделей 16 классов, модели с воздушным винтом и модели с приводом на колеса, которые подразделяются на модели чисто гоночные и модели-копии. В кордовых моделях нет электроники. На руках отрегулировал, запустил, если.не пошла - остановил, подкрутил, еще раз пустил - выхватить надо самый пик. Чтобы восемь кругов (дистанция 500 метров) она прошла с максимальной скоростью. Кто быстрее прошел дистанцию, тот победитель. Гоночные модели по форме напоминают снаряд, имеют обтекаемую каплевидную форму. Колеса спрятаны в корпус, установлен ДВС1,5-10 куб.см в зависимости от класса. Кордовые модели делаем сами. Бывают и копийные модели. То есть идеальная копия «взрослой» машины, только уменьшенная: расположение двигателя, форма и размер кузова - все строго как у оригинала (отклонения размеров не более 2 процентов). Салон тоже должен быть как у оригинала. Копий-ность модели оценивают по балльной системе. Копийность корпуса, салона, колес, подвески, дисков; световые и звуковые приборы; хо¬довая часть машины, дифференциалы, раздатки, карданные соединения... За все начисляются баллы. Копийные модели участвуют в гонках между собой. Их оценивают сначала по копийности, а потом по результатам ходовых испытаний.
AG: У ребят в основном радиомодели?
- Сейчас - да. Я всю жизнь занимался двигателем внутреннего сгорания, это мне ближе. Хотя и радиоуправляемыми занялся в начале 1980-х - еще на старых аппаратурах, на слабых моторах, на плохих военных аккумуляторах... Добывали их где только могли. Радиоуправляемые модели начинались с ламповых передатчиков, здоровые, сейчас-то - просто прелесть. Тренировал тогда ребят: один-два класса - радио, остальные восемь-десять классов - кордовые.
AG: Сейчас наоборот?
- Да. Ведь это покупное, а то надо самому делать. Модели не выпускаются серийно. Кордовая модель-копия строится 1-2 года.
Гонки
- В основном групповая гонка длится пять минут, для некоторых классов - восемь. С ДВС немного по-другому. За границей гоняются до часу с пит-стопами.
AG: А почему у моделей с электромоторами нет пит-стопов?
- У ДВС пит-стоп - это подъехал, залил топлива - всего несколько секунд. А у моделей с электродвигателем надо снять крышку, разобрать модель, поменять аккумулятор... Да и правила соревнований запрещают во время гонки менять аккумулятор. Если он не полностью заряжен или севший - считай, все, гонка проиграна.
AG: Сколько всего ребят собирается на соревнования?
- На прошлых соревнования по внедорожникам у нас было 16 человек, в туринге и дрифте - 28 участников. На нашем сайте есть календарь соревнований. Соревнования проводим здесь, на Фирсова, 6, и в 17-й школе. Там асфальтированная площадка, нарисована трасса, дорожка шириной в три метра, на соревнования устанавливаем разделительные бортики. Давно ее высматривали, провели пару субботников, раскрасили. Хорошая площадка, но все-таки маловата: для «электричек» не меньше 150 метров должна быть дистанция, а у нас здесь если 90 метров есть - и то хорошо. Для моделей багги с ДВС, по правилам, длина трассы вообще должна быть больше 250 метров.
AG: Во время гонок аварии бывают?
- Практически каждый заезд что-то случается. От ударов часто ломается ходовка, бывают отказы аппаратуры.
AG: Сильно ломаются?
- Ну, пополам. Разное бывает, и корпуса рвутся, и колеса отваливаются. Как повезет.
AG: Контактная борьба разрешена?
- Нежелательна, но никуда не денешься. Хотя запретов как таковых нет. Обычно такие ситуации оговариваются регламентом.
AG: Сколько надо времени, чтобы научиться управлять таким аппаратом?
- Все зависит от человека. Одно дело для удовольствия самому - купил и поехал. А для групповых соревнований надо постоянно тренироваться. Но дети продвинутые - с компьютерных симуляторов быстро пересаживаются.
AG: Как происходит судейство?
- Для судейства групповых гонок необходимо 7-8 судей: главный судья, секретарь и судьи - счетчики кругов. В заездах у каждого участника - личный судья. Он отсчитывает, сколько кругов проехал, и засекает время спортсмена. Свободных судей не так много. Выступил участник - и сразу же судит заезд, в котором не участвует. И так по очереди. Еще на гонке находятся два-три маршала, которые переворачивают модели и возвращают их на трассу, - не все модели имеют задний ход.
Личное
AG: Автомодельный спорт в современном виде сформировался в городе вокруг вас. Как так вышло?
- Ну, есть и постарше люди. Недавно исполнилось 75 лет Виктору Пантелеевичу Белоусову, он мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР по автомобильному спорту. Вот он в крае начал этот вид спорта. Было это, боюсь соврать, году в 1959-м. Сам я в моделизм пришел в 1971-м году, а году эдак в 1990-м ребят последний раз свозил на российские соревнования, я тогда был юношеским тренером в крае... Много поездили тогда: и в Брян¬ске были, и в Тамбове, и в Омске. Неплохо выступали с ребятами - третье-пятое место всегда привозили. Было у кого учиться. Мастера в крае высокого класса, Алексей Ребенкин - мастер-международник, рекордсмен мира, - на своей кордовой модели Е-2 он устанавливал рекорды: 264-268 км/час. Кроме него, были мастера спорта СССР Юрий Нестеренко из Арсеньева, Александр Цыбульский и другие. На краевой станции юных техников до сих пор кордодром, который мы сами строили в 1989 году. А в 1990-е - все, как обрезало. Был перерыв лет на семь. Но руки чешутся! Взял машину десятого масштаба с электродвигателем, и реши-ли с ребятами закрутить соревнования. Первый год практически неофициально, два-три раза катались. Потом вышли на спорт-комитет и начали чемпионаты проводить, а в 1998 году поехали на Россию. Тогда в Тамбове проводились два чемпионата России - кордовый и радио. Поехали туда наши старики и привезли с перерывом в десять лет третье место общероссийское. Кордо-вики наши вытянули - все четыре первых места в личном зачете взяли. С радио послабее было: два года занятий - это вообще не срок. Без нормальной трассы, без опыта делать там было нечего. Ехали просто подучиться. Без выездов не будет роста мастерства. Необходимо повышать ранг соревнований. Чтобы выполнить норматив кандидата в мастера и мастера спорта, нужно участво¬вать в чемпионате России.
Деньги
AG: Это вообще дорогой спорт?
- Да. (Пауза. Общий смех.) Потолок цен - если говорить только о шасси - 16-18 тысяч рублей, но для каждого класса моделей цены сильно разнятся. Двигатель можно купить и за тысячу долларов, плюс сама машина - столько же. Запасные части тоже недешевые. Если прикинуть, за два года я вложил в это дело что-то около 270 тысяч. Тут и запчасти, и станок купил, чтобы что-то перетачивать, - часто не хочется ждать, легче самому отремонтировать. Начинающему моделисту можно купить модель с электроприводом за четыре тысячи, а дальше - модернизация, тюнинг, аппаратура... и так до «беспредела».
AG: А какие люди вообще этим занимаются, откуда берутся?
-Ой, кого угодно можно найти у нас! От милиционера до студента. Это хобби, оно всех выбирает.
Мечта
- Вот дали бы нам какую-нибудь площадку. Мечта - это чтобы две трассы рядом: OnRoad и OffRoad - для радиомоделей и для кордовых, а посередине пост управления, повернулся туда - одна трасса, повернулся в другую сторону—другая, чтобы как в Европе: электронная засечка, чтобы зимой можно было проводить соревнования. Был бы такой спортивный комплекс, там бы занимались и автомоделисты, и авиамоделисты. А сейчас площадки... Или какие-то мусорки, или только организуемся - нас выгоняют. Центральная городская площадь - вот лучшая площадка. Но чтобы устроить там соревно¬вания, нужно ограждение, электричество, звук, куча разрешений нужно... Хотелось бы поддержки со стороны администрации города, края, ведь это зрелищно и для зрителей бесплатно.
AG: А свет в конце тоннеля?
- Договорились построить площадку на 7-м форте. Но... неопреде-ленность какая-то - не наша, опять же, площадка: аренда, завтра что-то изменится, и нас оттуда попросят. А для шоссейно-кольцевых, кроме центральной площади, асфальтированных площадок вообще нет.
AG: На каком этапе работы на 7-м форте?
- Все разровняли, привезли грунт, нужно отсыпку делать, трамплины. Чем неудобно - далеко. Не все туда смогут добраться, от бли¬жайшей остановки надо десять минут подниматься на сопку, и на машине вплотную не подъехать. Ну и не каждый ребенок со своей автомоделью туда поедет. В других областях такие комплексы для технических видов спорта - под крышей РОСТО (ДОСААФ). Наших вообще не слышно, будто денег не выделяется.



Источник: http://Журнал AG
Категория: НОВИЧКУ | Добавил: DoG (21.07.2010) | Автор: Сергей Ершов E W
Просмотров: 3011 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
Респект Василичу за интервью и Сане за то что сюда его добваил wink
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]